Оспаривание ненормативных правовых актов органов государственной и муниципальной власти при незаконном изъятии земельных участков

Опубликовано Опубликовано в рубрике Земельные споры

Правовые или иные акты также могут быть приняты неправильно, с несоответствием или несоблюдением норм действующего законодательства. Поэтому вполне возможна и допустима ситуация, когда необходимо оспаривание ненормативных правовых актов. Данная процедура имеет свою специфику, причем как в гражданском, так и в арбитражном процессе.

Специфика в данном случае заключается в том, что установлены нормативные сроки, когда можно обратиться в суд с подобным требованием. Как арбитражно-процессуальный, так и гражданско-процессуальный кодекс устанавливают срок в 3 месяца, по истечении которого любые требования заявителей о признании ненормативного акта, действий или же бездействий государственных органов не будут удовлетворены.

Это именно один из тех случае, когда оперативность при сборе пакета документов и подготовке заявления в суд имеет принципиально важное значение.

В делах данного типа заинтересованным лицом всегда выступает орган власти, которым был принят соответствующий акт. Это зачастую отпугивает лиц, являющихся пострадавшей стороной, которые считают, что судебные тяжбы и разбирательства с властными структурами и субъектами просто бесполезны.

Чтобы суд удовлетворил заявление истца о признании ненормативного акта незаконным, необходимо одновременное существование 2-х важнейших фактов:

  1. данный принятый акт нарушает положения закона;
  2. также происходит нарушение прав заявителя.

В случае отсутствия одного из фактов в требовании заявителю будет судом отказано.

Несоответствие принятого акта закону может быть установлено в случаях, если:

выявлены нарушения, относящиеся к существу оспариваемого акта (к примеру, положения акта противоречат нормам материального права);

имели место нарушения, связанные с процедурой принятия акта или его вступления в законную силу (например, акт не был опубликован и т.д.);

Когда речь идет об изъятии участков для муниципальных или государственных нужд, то это другой момент. Здесь вся процедура четко регламентирована нормами земельного и гражданского права.

Изъятие участка (в данном случае – личного имущества владельца) допустимо исключительно в четко определенных случаях. Стоит отметить, на практике таковые практически отсутствуют. Обязательными этапами в данном случае являются:

  • процедура принятия акта;
  • регистрация акта;
  • предварительная и обязательно равноценная компенсация права (для того, в чей адрес происходит нарушение).

Несоблюдение хотя бы одного из данных этапов влечет за собой несоответствие принятого акта нормам материального права, а значит, может быть подано заявление о его оспаривании.

Выявленные нарушения будут актуальны и весомы только в том случае, если судом будет установлен факт нарушения субъективных прав заявителя данным актом (ведь в соответствии с нормами гражданского права защите подлежат либо оспариваемые, либо нарушенные права).

Право должно на самом деле существовать (зафиксировано в документе или акте). Если данное право не «зафиксировано», то в соответствии со ст. 13 ГК РФ оспорить ненормативный акт просто-напросто невозможно.

Сотрудники компании «ПрофЮст» имеют положительную судебную практику разрешения подобных дел. Ваши права (в том числе имущественные), нарушенные органами власти, могут и должны быть отстояны и защищены. Обращайтесь за квалифицированной помощью к грамотным специалистам нашей компании!